Эпиграф
Главная

Что нужно выразить? Мир в окраске материнской нежности. Флюид любви. Флюид геройства и нежности, искреннюю неловкую обнаженность юности, — до дна, что ставит вещь вне литературы.

Елена Гуро


Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ и куклы и Дон Кихота и кота. Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу <...>
Елена Гуро — первая поэтесса-мать...

Вадим Шершеневич


Легкая и радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, порой умевшая чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма.

Владислав Ходасевич


Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа.

Велимир Хлебников





Новости:

12 августа 2012: Ещё раз приносим извинения за то, что руки никак не доходят до сайта. Сегодня, наконец, добавили ссылку на «Бесприютные песенки» Фролова (страница «Приложения»).

26 июня 2008: Обновления: «Садок судей-I», «Проза»

16 декабря 2007: Обновления: «Шарманка», «Проза»

15 декабря 2007: Извините за редкие обновления, но они всё же иногда случаются. Спасибо посетителям сайта за то, что делятся с нами текстами. Благодаря вам появилась возможность открыть страничку «Драматургия».

24 мая 2007: Обновления: «Садок судей-I», «Шарманка»

21 мая 2007: Наконец-то появилось время для сайта. Заполнены страницы «Осенний сон» и «Трое», начато заполнение страницы «Садок судей-II»

14 марта 2007: Начинаем добавлять приложения.

12 марта 2007: Добавлены странички «Живопись» и «Ссылки».

9 марта 2007: Открылся этот сайт

 

В декабре 2006 года открылся Музей петербургского авангарда «Дом М. В. Матюшина» по адресу ул. Проф. Попова (бывшая Песочная ул.), 10.

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ:

Музей открыт с 11 до 18 часов,
во вторник — до 17 часов.

Выходной день — среда.

Проводятся экскурсии.

Ближайшая станция метро — «Петроградская».

В 1991 го­ду я решил по­про­бо­вать со­ста­вить по­э­ти­че­ский сбор­ник Еле­ны Гу­ро — на вся­кий слу­чай, без опре­де­лён­ных из­да­тель­ских пер­спек­тив. Ра­бо­та так и не бы­ла за­кончена.

Интер­нет от­крыл но­вые воз­мож­но­сти «сам­из­да­та». Мысль о се­те­вой ре­а­ли­за­ции это­го сбор­ни­ка воз­ни­ка­ла, и не раз, но за «гру­дой дел, су­ма­то­хой яв­ле­ний» ру­ки до это­го до­хо­дят толь­ко сей­час, в ка­нун 130-ле­тия пи­са­тель­ни­цы.

Сюда во­шёл весь мой, к со­жа­ле­нию, не за­вер­шён­ный ар­хив (тет­ра­до­чки, от ру­ки пе­ре­пи­сан­ные в Пуб­лич­ке в 1990 го­ду с при­жиз­нен­ных из­да­ний), а так­же не­ко­то­рые до­пол­не­ния к не­му, «укра­ден­ные» с дру­гих ре­сур­сов (все ссыл­ки на них я чест­но по­ме­щаю на со­от­вет­ству­ю­щей стра­ни­це).

Допол­не­ния вклю­ча­ют тек­с­ты, ста­тьи о твор­че­стве, а так­же не­боль­шую га­ле­рею жи­во­пис­ных ра­бот Е. Гу­ро.

Му­зы­каль­ное при­ло­же­ние Ми­ха­и­ла Ма­тю­ши­на к кни­ге «Осен­ний сон» (но­ты и MIDI-вер­сия) пе­ре­пи­са­но, на­бра­но и озву­че­но монй соб­ст­вен­но­руч­но.

В 1999 году состоялась премьера во­каль­но­го цикла Андрея Фролова «Бесприютные песенки» на стихи Елены Гу­ро. Как ока­за­лось, до него к твор­че­ству это­го не­за­у­ряд­но­го ав­то­ра ни­кто из ком­по­зи­то­ров не об­ра­щал­ся (за ис­клю­че­ни­ем мужа пи­са­тель­ни­цы М. Ма­тю­шина). Запись этого вокального цикла я тоже со­би­ра­юсь поместить.

Кроме того, пользуясь возможностью об­нов­ле­ния интернет-ресурса, я намереваюсь рас­ши­рять подборку (в идеале это полное со­бра­ние со­чи­не­ний с на­уч­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми и ис­чер­пы­ва­ю­щей биб­лио­графией).

Если кто-то хо­чет по­де­лить­ся тек­с­та­ми или мыс­ля­ми о них — при­сы­лай­те свои ма­те­ри­а­лы по ад­ре­су, ука­зан­но­му вни­зу стра­ни­цы. Я их по­ме­щу с боль­шим удо­воль­ст­ви­ем и со все­ми Ва­ши­ми ко­ор­ди­на­та­ми. К со­жа­ле­нию, по­ка толь­ко «на об­ще­ст­вен­ных на­чалах».

Иннокентий Андреев


Тропинка у забытых берегов

Пролегала дорога в стороне,
не было в ней пути.
Нет!
А была она зато очень красива!
Да, именно зато.


В конце восьмидесятых годов ХХ века по­я­вил­ся но­вый тер­мин: воз­вра­щён­ная ли­те­ра­ту­ра. Да, она ста­ла воз­вра­щать­ся к ши­ро­ким сло­ям чи­та­те­лей, но из уз­ко­го кру­га ис­тин­ных но­си­те­лей и хра­ни­те­лей гу­ма­ни­тар­ной куль­ту­ры она, тем не ме­нее, ни­ку­да не ис­че­за­ла. А твор­че­ст­во Еле­ны Гу­ро ма­ло из­вест­но и в этом тон­ком слое «под­спуд­ной» куль­ту­ры.

Совсем недавно я наткнулся на статью Сер­гея Би­рю­ко­ва, где он пи­шет: «В 1967—1968 гг. мы с дру­гом пе­ре­пи­сы­ва­ли в тет­рад­ки сти­хи и сти­хо-про­зу ма­ло ко­му ве­до­мой то­гда и по­ра­зив­шей нас Еле­ны Гу­ро. За­у­чи­ва­ли на­и­зусть и со­би­ра­лись де­лать спек­такль по ее про­из­ве­дениям».

О существовании Елены Гу­ро я узнал в вось­ми­де­ся­тых, из ста­тьи К. И. Чуковского «Об­раз­цы фу­тур­ли­те­ра­ту­ры»[1]. Там же цитируются полтора её стихотворения (с. 247—248), за­став­ля­ю­щие по­чув­ст­во­вать силу и свое­об­ра­зие это­го да­ро­ва­ния, ко­то­рое, по мне­нию К. Чуковского, «вскоре будет признано всеми»[2].

В 1989 году в петербкргской газете «Смена», в её по­э­ти­че­ской руб­ри­ке «Пе­тер­бург—Пет­ро­град—Ле­нин­град», по­я­ви­лась ма­лень­кая под­бор­ка сти­хов Е. Гу­ро. В том же го­ду вы­шел сбор­ник «Ца­ри­цы муз» (М., 1989, сост. В. В. Ученова), с раз­де­лом, по­свя­щён­ным этой по­э­тес­се (с. 302—309). Два сти­хо­тво­ре­ния на­пе­ча­та­ны в ан­то­ло­гии «Се­реб­ря­ный век» (Л., 1991, сост. М. Ф. Пья­ных, с. 365—366). На­и­бо­лее же об­шир­ная и ин­те­рес­ная под­бор­ка со­дер­жа­лась в уз­ко спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном из­да­нии — мо­но­гра­фии Л. В. Усен­ко «Им­прес­си­о­низм в рус­ской про­зе на­ча­ла XX века» (Ростов н.Д., 1988).

В начале XXI века появляются издания от­дель­ных книг Е. Гу­ро, ряд ма­те­ри­а­лов мож­но най­ти в сети.

Но везде — и тогда, в восьмидесятых, и те­перь — бро­са­ют­ся в гла­за раз­но­чте­ния. В боль­шин­стве пуб­ли­ка­ций да­ты жиз­ни ука­заны как 1877—1913, в ан­то­ло­гии «Се­реб­ря­ный век» — год рож­де­ния ука­зан 1887. Под сти­ха­ми же сто­ит да­та 1914 (?! — И.А.). Кро­ме то­го, в боль­шин­стве пуб­ли­ка­ций го­во­рит­ся, что её на­сто­я­щее имя — Но­тен­берг Еле­на Ген­ри­хо­вна (в по­след­них се­те­вых пуб­ли­ка­ци­ях при­ба­ви­лось «Эле­о­но­ра Ген­ри­хо­вна»).

Я так заостряюсь на этих неточностях, потому что они в высшей степени характеризуют посмертную судьбу поэтессы. В двадцать шесть она умерла, в тридцать ли шесть? Псевдонимом подписывалась или своим именем?..

 

Каждая эпоха диктует свои «правила игры».

«Серебряный век» — эпоха школ, направлений, ма­ни­фе­с­тов. Из ли­те­ра­тур­ных те­че­ний вы­шли и А. Ах­ма­то­ва, и О. Ман­дель­штам, и В. Ма­я­ков­ский, и А. Блок («не при­мкнув­шая» М. Цве­та­е­ва — ско­рее, ис­клю­чение).

Елена Гу­ро, согласно «правилам игры», была при­чис­ле­на к футуристам — дру­жи­ла с ни­ми, с ни­ми из­да­ва­лась. «Озяб­шая ду­ша ис­ка­ла кро­ва и ра­да бы­ла при­ю­тить­ся сре­ди чу­жих»[3]. Её ти­хая, тро­га­тель­ная «до­ро­га» «про­ле­га­ла» имен­но «в сто­роне».

Город большой, — толку-учий!

Чужаку-одиночке, чтобы увековечить себя, нуж­но быть по край­ней ме­ре Пуш­ки­ным. Пуш­ки­ным Еле­на Гу­ро не бы­ла. Но:

...верь в одинокие окошки,
освещённые над городом ночью,
в их призванье...

«Песни города», 1909

Творчество Еле­ны Ген­ри­хо­вны Гу­ро (это её на­сто­я­щие имя и фамилия, годы жизни 1877—1913 — И.А.), ока­зы­ва­ет­ся, бы­ло хо­ро­шо из­вест­но в ин­тел­ли­гент­ных кру­гах на­ча­ла ХХ ве­ка, це­ни­мо та­ки­ми раз­ны­ми ли­те­ра­то­ра­ми, как Ма­я­ков­ский, Блок, Хлеб­ни­ков, Горь­кий... В 1918 году у Горь­ко­го бы­ло да­же по­полз­но­ве­ние, эта­кая «не­сво­е­вре­мен­ная мысль» из­дать то­мик Гу­ро в се­рии «Биб­ли­о­те­ка по­э­та»...

О Еле­не Гу­ро существуют разноречивые вос­по­ми­на­ния и ле­ген­ды. По­свя­ще­ние кни­ги «Осен­ний сон» «па­мя­ти мо­е­го не­заб­вен­но­го един­ст­вен­но­го сы­на В. В. Но­тен­берг» по­ро­ди­ло миф и о сы­не (этой вер­сии при­дер­жи­ва­ет­ся и К. И. Чу­ков­ский), и о псев­до­ни­ме. А это лишь ли­те­ра­тур­ная мис­ти­фи­ка­ция (мне ка­жет­ся, эпи­тет «не­заб­вен­но­го» всё-таки вы­да­ёт ли­те­ра­тур­ность по­свя­ще­ния). Но си­ла и не­под­дель­ность пе­ре­жи­ва­ния за­став­ля­ют по­ве­рить в этот вы­мысел:

Вот и лег утихший, хороший —
Это ничего —
Нежный смешной, верный, преданный —
Это ничего.

Сосны, сосны над тихой дюной
Чистые, гордые, как его мечта.
Облака да сосны, мечта, облако…

<................>

Он о чем-то далеком измаялся…
Сосны, сосны!
Сосны над тихой и кроткой дюной
Ждут его…

Не ждите, не надо: он лежит спокойно —
Это ничего.

из кн. «Осенний сон», 1912

С 1909 по 1914 выходят три книги Е. Гу­ро: «Шар­ман­ка» (1909)[4], «Осен­ний сон» (1912)[5] и «Не­бес­ные вер­блю­жа­та» (1914)[6]. Кро­ме то­го, она пе­ча­та­ет­ся в обо­их вы­пус­ках сбор­ни­ка ку­бо­фу­ту­ри­стов «Са­док су­дей»[7] и в сбор­ни­ке «Трое» (1913)[8] — сов­мест­но с В. Хлеб­ни­ко­вым и А. Кру­чё­ных. «Трое» и «Не­бес­ные вер­блю­жа­та» вы­шли уже по­смерт­но (пер­вый со­ав­то­ры по­свя­ти­ли па­мя­ти Еле­ны Гу­ро).

Все эти публикации представляют со­бой тон­кие пе­ре­пле­те­ния сти­хов и про­зы; в кни­гах «Шар­ман­ка», «Осен­ний сон» и, от­ча­сти, «Не­бес­ные вер­блю­жа­та» пред­став­ле­на так­же и дра­ма­тур­гия. Про­фес­си­о­наль­ная ху­дож­ни­ца, Е. Гу­ро са­ма оформ­ля­ла и ил­лю­с­т­ри­ро­ва­ла свои из­да­ния. В пол­ной ме­ре это от­но­сит­ся к «Шар­ман­ке». Осталь­ные из­да­ния офор­м­ле­ны в со­ав­тор­стве с М. В. Ма­тю­ши­ным — ху­дож­ни­ком, скуль­п­то­ром, ком­по­зи­то­ром — му­жем Еле­ны Ген­ри­хо­вны (ему при­на­д­ле­жат так­же нот­ные при­ло­же­ния к двум книгам).

В двадцатые годы в Петрограде воз­ни­ка­ет крат­ко­вре­мен­ное объ­е­ди­не­ние по­э­тов, пы­та­ю­щих­ся под­ра­жать Е. Гу­ро. Но это бы­ли имен­но под­ра­жа­ния, и они ско­ро ка­ну­ли в Ле­ту, к со­жа­ле­нию, увле­кая за со­бой и пер­во­ис­точ­ник. Бы­ло крат­ко­вре­мен­ное увле­че­ние твор­че­ством пи­са­тель­ни­цы сре­ди аме­ри­кан­ских сту­ден­тов-сла­ви­стов. Но на ро­ди­не этих увле­че­ний не по­ня­ли, ма­ло то­го, курь­ёз­но от­нес­ли Е. Гуро к эми­грант­ской по­э­зии.

Увы, без курь­ё­зов не обо­шлись и не­ко­то­рые пуб­ли­ка­ции. В упо­мя­ну­той под­бор­ке в «Смене», не го­во­ря о та­кой «ме­ло­чи», как «псев­до­ним», есть не­сколь­ко тек­с­то­ло­ги­че­ских оши­бок, а кро­ме то­го, два со­вер­шен­но раз­ных сти­хо­тво­ре­ния по­че­му-то объ­е­ди­не­ны в од­но. Ко­неч­но, га­зе­та есть га­зе­та, но дру­гие пуб­ли­ка­ции этой се­рии всё же по­при­лич­ней. Так что это «симптом».

Не знаю, не знаю, укре­пит­ся ли в по­то­ке «воз­вра­щён­ной ли­те­ра­ту­ры» хруп­кое са­мо­быт­ное твор­че­ство Еле­ны Гу­ро, «стой­ким оло­вян­ным сол­да­ти­ком» про­ти­во­сто­я­щее ми­ру, где

...высчитывают пользу и проценты,
Проценты и пользу и проценты
Без конца.
Всё оценили и продали сладострастно,
И забытой осталась — только красота.

Ох, как современно это звучит, увы..

 

Посмертный сборник «Не­бес­ные вер­блю­жа­та» за­кан­чи­ва­ет­ся та­ким об­ра­ще­ни­ем (за­ве­щанием?):

Поклянитесь, далекие и близ­кие, пи­шу­щие на бу­ма­ге чер­ни­ла­ми, взо­ром на об­ла­ках, крас­кой на хол­с­те, по­кля­ни­тесь ни­ко­гда не из­ме­нять, не кле­ве­тать на раз соз­дан­ное — пре­крас­ное — ли­цо ва­шей меч­ты, будь то друж­ба, будь то ве­ра в лю­дей или в пес­ни ваши. <...>

Обещайте, пожалуйста! Обещайте это жиз­ни, обе­щай­те мне это!

Обещайте!

И пока красота

...еще на стене трепещет;
Она еще дышит каждый миг...

не хочется верить, что

Как лишенная престола царевна,
Она будет молчать...

Рукописи ведь не горят? Правда?

Иннокентий АНДРЕЕВ (1991, 2007)


1. К. Чуковский. Собр. соч. в 6 тт., т. 6, М., 1969, с. 240—259

2. К. Чуковский, там же, с. 247. Статья написана в 1914 году.

3. К. Чуковский, там же, с. 249.

4. Е. Гу­ро. Шарманка. Пьесы, стихи, проза. СПб., 1909

5. Е. Гу­ро. Осенний сон. СПб., «Журавль», 1912

6. Е. Гу­ро. Небесные верблюжата. Пг., «Журавль», 1914

7. № 1 — СПб., «Журавль», 1910; № 2 — СПб., «Журавль», 1913

8. Трое. СПб., «Журавль», 1913


Контактный электронный адрес: elenaguro@yandex.ru

© Вёрстка и дизайн: Иннокентий Андреев, Андрей Мышкин

 

У нас не два великих русских поэта-женщины: Ахматова и Цветаева, а три. Я считаю Елену Гуро тоже великим русским поэтом...

Геннадий Айги


Не быть тебе угретым, поэт, — хотя бы имел два теплых одеяла, тьму знакомых и семь теток, не быть тебе ни сытым, ни угретым.

Елена Гуро


Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, быть может, утешит.

Вячеслав Иванов


Вся она, может быть,

знак.

Знак, что

приблизилось время.

Михаил Матюшин


Из мельчайших крупинок своей души создавать легенды, все раскрыть, обнажить и запечатлеть в судорожном слове... — такова правда Елены Гуро.

Борис Гусман

Hosted by uCoz