Что нужно выразить? Мир в окраске материнской нежности. Флюид любви. Флюид геройства и нежности, искреннюю неловкую обнаженность юности, до дна, что ставит вещь вне литературы.
Елена Гуро
Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ и куклы и Дон Кихота и кота. Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу <...> Елена Гуро первая поэтесса-мать...
Вадим Шершеневич
Легкая и радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, порой умевшая чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма.
Владислав Ходасевич
Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни
особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа.
Велимир Хлебников
Новости:
12 августа 2012: Ещё раз приносим извинения за то, что руки никак не доходят до сайта. Сегодня, наконец, добавили ссылку на «Бесприютные песенки» Фролова (страница «Приложения»).
26 июня 2008: Обновления: «Садок судей-I», «Проза»
16 декабря 2007: Обновления: «Шарманка», «Проза»
15 декабря 2007: Извините за редкие обновления, но они всё же иногда случаются. Спасибо посетителям сайта за то, что делятся с нами текстами. Благодаря вам появилась возможность открыть страничку «Драматургия».
24 мая 2007: Обновления: «Садок судей-I», «Шарманка»
21 мая 2007: Наконец-то появилось время для сайта. Заполнены страницы «Осенний сон» и «Трое», начато заполнение страницы «Садок судей-II»
14 марта 2007: Начинаем добавлять приложения.
12 марта 2007: Добавлены странички «Живопись» и «Ссылки».
9 марта 2007: Открылся этот сайт
В декабре 2006 года открылся Музей петербургского авангарда «Дом М. В. Матюшина» по адресу ул. Проф. Попова (бывшая Песочная ул.), 10.
РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
Музей открыт с 11 до 18 часов, во вторник до 17 часов.
Выходной день среда.
Проводятся экскурсии.
Ближайшая станция метро «Петроградская».
В 1991 году я решил попробовать составить поэтический сборник Елены Гуро на всякий случай, без определённых издательских перспектив. Работа так и не была закончена.
Интернет открыл новые возможности «самиздата». Мысль о сетевой реализации этого сборника возникала, и не раз, но за «грудой дел, суматохой явлений» руки до этого доходят только сейчас, в канун 130-летия писательницы.
Сюда вошёл весь мой, к сожалению, не завершённый архив (тетрадочки, от руки переписанные в Публичке в 1990 году с прижизненных изданий), а также некоторые дополнения к нему, «украденные» с других ресурсов (все ссылки на них я честно помещаю на соответствующей странице).
Дополнения включают тексты, статьи о творчестве, а также небольшую галерею живописных работ Е. Гуро.
Музыкальное приложение Михаила Матюшина к книге «Осенний сон» (ноты и MIDI-версия) переписано, набрано и озвучено монй собственноручно.
В 1999 году состоялась премьера вокального цикла Андрея Фролова «Бесприютные песенки» на стихи Елены Гуро. Как оказалось, до него к творчеству этого незаурядного автора никто из композиторов не обращался (за исключением мужа писательницы М. Матюшина). Запись этого вокального цикла я тоже собираюсь поместить.
Кроме того, пользуясь возможностью обновления интернет-ресурса, я намереваюсь расширять подборку (в идеале это полное собрание сочинений с научными комментариями и исчерпывающей библиографией).
Если кто-то хочет поделиться текстами или мыслями о них присылайте свои материалы по адресу, указанному внизу страницы. Я их помещу с большим удовольствием и со всеми Вашими координатами. К сожалению, пока только «на общественных началах».
Иннокентий Андреев
Тропинка у забытых берегов
Пролегала дорога в стороне,
не было в ней пути.
Нет!
А была она зато очень красива!
Да, именно зато.
В конце восьмидесятых годов ХХ века появился новый термин: возвращённая литература. Да, она стала возвращаться к широким слоям читателей, но из узкого круга истинных носителей и хранителей гуманитарной культуры она, тем не менее, никуда не исчезала. А творчество Елены Гуро мало известно и в этом тонком слое «подспудной» культуры.
Совсем недавно я наткнулся на статью Сергея Бирюкова, где он пишет: «В 19671968 гг. мы с другом переписывали в тетрадки стихи и стихо-прозу мало кому ведомой тогда и поразившей нас Елены Гуро. Заучивали наизусть и собирались делать спектакль по ее произведениям».
О существовании Елены Гуро я узнал в восьмидесятых, из статьи К. И. Чуковского «Образцы футурлитературы»[1]. Там же цитируются полтора её стихотворения (с. 247248), заставляющие почувствовать силу и своеобразие этого дарования, которое, по мнению К. Чуковского, «вскоре будет признано всеми»[2].
В 1989 году в петербкргской газете «Смена», в её поэтической рубрике «ПетербургПетроградЛенинград», появилась маленькая подборка стихов Е. Гуро. В том же году вышел сборник «Царицы муз» (М., 1989, сост. В. В. Ученова), с разделом, посвящённым этой поэтессе (с. 302309). Два стихотворения напечатаны в антологии «Серебряный век» (Л., 1991, сост. М. Ф. Пьяных, с. 365366). Наиболее же обширная и интересная подборка содержалась в узко специализированном издании монографии Л. В. Усенко «Импрессионизм в русской прозе начала XX века» (Ростов н.Д., 1988).
В начале XXI века появляются издания отдельных книг Е. Гуро, ряд материалов можно найти в сети.
Но везде и тогда, в восьмидесятых, и теперь бросаются в глаза разночтения. В большинстве публикаций даты жизни указаны как 18771913, в антологии «Серебряный век» год рождения указан 1887. Под стихами же стоит дата 1914 (?! И.А.). Кроме того, в большинстве публикаций говорится, что её настоящее имя Нотенберг Елена Генриховна (в последних сетевых публикациях прибавилось «Элеонора Генриховна»).
Я так заостряюсь на этих неточностях, потому что они в высшей степени характеризуют посмертную судьбу поэтессы. В двадцать шесть она умерла, в тридцать ли шесть? Псевдонимом подписывалась или своим именем?..
Каждая эпоха диктует свои «правила игры».
«Серебряный век» эпоха школ, направлений, манифестов. Из литературных течений вышли и А. Ахматова, и О. Мандельштам, и В. Маяковский, и А. Блок («не примкнувшая» М. Цветаева скорее, исключение).
Елена Гуро, согласно «правилам игры», была причислена к футуристам дружила с ними, с ними издавалась. «Озябшая душа искала крова и рада была приютиться среди чужих»[3]. Её тихая, трогательная «дорога» «пролегала» именно «в стороне».
Город большой, толку-учий!
Чужаку-одиночке, чтобы увековечить себя, нужно быть по крайней мере Пушкиным. Пушкиным Елена Гуро не была. Но:
...верь в одинокие окошки,
освещённые над городом ночью,
в их призванье...
«Песни города», 1909
Творчество Елены Генриховны Гуро (это её настоящие имя и фамилия, годы жизни 18771913 И.А.), оказывается, было хорошо известно в интеллигентных кругах начала ХХ века, ценимо такими разными литераторами, как Маяковский, Блок, Хлебников, Горький... В 1918 году у Горького было даже поползновение, этакая «несвоевременная мысль» издать томик Гуро в серии «Библиотека поэта»...
О Елене Гуро существуют разноречивые воспоминания и легенды. Посвящение книги «Осенний сон» «памяти моего незабвенного единственного сына В. В. Нотенберг» породило миф и о сыне (этой версии придерживается и К. И. Чуковский), и о псевдониме. А это лишь литературная мистификация (мне кажется, эпитет «незабвенного» всё-таки выдаёт литературность посвящения). Но сила и неподдельность переживания заставляют поверить в этот вымысел:
Вот и лег утихший, хороший
Это ничего
Нежный смешной, верный, преданный
Это ничего.
Сосны, сосны над тихой дюной
Чистые, гордые, как его мечта.
Облака да сосны, мечта, облако…
<................>
Он о чем-то далеком измаялся…
Сосны, сосны!
Сосны над тихой и кроткой дюной
Ждут его…
Не ждите, не надо: он лежит спокойно
Это ничего.
из кн. «Осенний сон», 1912
С 1909 по 1914 выходят три книги Е. Гуро: «Шарманка» (1909)[4], «Осенний сон» (1912)[5] и «Небесные верблюжата» (1914)[6]. Кроме того, она печатается в обоих выпусках сборника кубофутуристов «Садок судей»[7] и в сборнике «Трое» (1913)[8] совместно с В. Хлебниковым и А. Кручёных. «Трое» и «Небесные верблюжата» вышли уже посмертно (первый соавторы посвятили памяти Елены Гуро).
Все эти публикации представляют собой тонкие переплетения стихов и прозы; в книгах «Шарманка», «Осенний сон» и, отчасти, «Небесные верблюжата» представлена также и драматургия. Профессиональная художница, Е. Гуро сама оформляла и иллюстрировала свои издания. В полной мере это относится к «Шарманке». Остальные издания оформлены в соавторстве с М. В. Матюшиным художником, скульптором, композитором мужем Елены Генриховны (ему принадлежат также нотные приложения к двум книгам).
В двадцатые годы в Петрограде возникает кратковременное объединение поэтов, пытающихся подражать Е. Гуро. Но это были именно подражания, и они скоро канули в Лету, к сожалению, увлекая за собой и первоисточник. Было кратковременное увлечение творчеством писательницы среди американских студентов-славистов. Но на родине этих увлечений не поняли, мало того, курьёзно отнесли Е. Гуро к эмигрантской поэзии.
Увы, без курьёзов не обошлись и некоторые публикации. В упомянутой подборке в «Смене», не говоря о такой «мелочи», как «псевдоним», есть несколько текстологических ошибок, а кроме того, два совершенно разных стихотворения почему-то объединены в одно. Конечно, газета есть газета, но другие публикации этой серии всё же поприличней. Так что это «симптом».
Не знаю, не знаю, укрепится ли в потоке «возвращённой литературы» хрупкое самобытное творчество Елены Гуро, «стойким оловянным солдатиком» противостоящее миру, где
...высчитывают пользу и проценты,
Проценты и пользу и проценты
Без конца.
Всё оценили и продали сладострастно,
И забытой осталась только красота.
Ох, как современно это звучит, увы..
Посмертный сборник «Небесные верблюжата» заканчивается таким обращением (завещанием?):
Поклянитесь, далекие и близкие, пишущие на бумаге чернилами, взором на облаках, краской на холсте, поклянитесь никогда не изменять, не клеветать на раз созданное прекрасное лицо вашей мечты, будь то дружба, будь то вера в людей или в песни ваши. <...>
Обещайте, пожалуйста! Обещайте это жизни, обещайте мне это!
Обещайте!
И пока красота
...еще на стене трепещет;
Она еще дышит каждый миг...
не хочется верить, что
Как лишенная престола царевна,
Она будет молчать...
Рукописи ведь не горят? Правда?
Иннокентий АНДРЕЕВ (1991, 2007)
1. К. Чуковский. Собр. соч. в 6 тт., т. 6, М., 1969, с. 240259
2. К. Чуковский, там же, с. 247. Статья написана в 1914 году.