Что нужно выразить? Мир в окраске материнской нежности. Флюид любви. Флюид геройства и нежности, искреннюю неловкую обнаженность юности, до дна, что ставит вещь вне литературы.
Елена Гуро
Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ и куклы и Дон Кихота и кота. Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу <...> Елена Гуро первая поэтесса-мать...
Вадим Шершеневич
Легкая и радостная, всего больше любившая ветер, свободу, море, порой умевшая чувствовать тихие ласки повседневности, она была бесконечно далека от унылого и духовно немощного российского футуризма, этого детища скуки, безверия и повального эстетизма.
Владислав Ходасевич
Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни
особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа.
Велимир Хлебников
30 мая исполнится 130 лет со дня рождения поэтессы, прозаика и художницы Елены Генриховны Гуро.
В творчестве Елены Гуро стихи и проза настолько переплетаются, что иногда трудно бывает определить жанр. В то же время хочется познакомить читателя как с книгами писательницы, представляющими своеобразные, я бы сказал, «музыкальные» композиции из поэтических, прозаических и жанрово-неопределимых фрагментов, так и с отдельными самоценными миниатюрами.
Поэтому я предлагаю как страницы с «избранной» поэзией и прозой автора, так и страницы, содержащие текст отдельных книг без деления на жанры.
К сожалению, в моём собрании отсутствовали драматические произведения. Но через несколько месяцев после открытия сайта я получил письмо от Капитолины Синегубовой, которая прислала тексты двух небольших пьес из «Шарманки». Так что теперь появилась страничка и с произведениями для театра.
Ещё лет 20 назад вся библиография исчерпывалась прижизненными изданиями, вскоре к ним добавились два-три скромных исследования и несколько крохотных подборок в антологиях. В последние годы появились как переиздания произведений, так и новые исследования.
Здесь я собрал всё, что мне известно об источниках публикаций на сегодняшний день.
Тексты произведений:
1. Е. Гуро. Шарманка. Пьесы, стихи, проза. СПб., 1909.
2. Садок Судей I. СПб., «Журавль», 1910.
3. Е. Гуро. Осенний сон. СПб., «Журавль», 1912.
4. Садок Судей II. СПб., «Журавль», 1913.
5. Трое. СПб., «Журавль», 1913
6. Е. Гуро. Небесные верблюжата. Пг., «Журавль», 1914.
7. Футуристы. Рыкающий Парнас. Пг., 1914. С. 7578
8. Русская поэзия XX века. Сост. И. С. Ежов, Е. И. Шамурин. М., «Новая Москва», 1925.
9. Царицы муз. Сост. В. В. Ученова. М., Современник, 1989. С. 302309.
10. Серебряный век. Сост. М. Ф. Пьяных. Л., 1991. С. 365366).
11. Елена Гуро. Небесные Верблюжата (серия «ХХ век. Редкие книги. Забытые имена») Ростов-на-Дону, издательство Ростовского университета, 1993.
12. Е. Гуро. Из записных книжек (19081913). СПб., 1997.
13. Е. Гуро. Жил на свете рыцарь бедный. СПб., 1999.
14. От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма (Антология в 2-х томах). М., Эллис Лак, 2000, 2001г., том I. С. 430438.
15. Е. Гуро. Небесные верблюжата. Избранное. СПб., 2001.
16. Поэзия русского футуризма. СПб., «Академический проект» (серия «Новая библиотека поэта»), 2001. С. 257270.
17. Поэты Серебряного века. ЭКСМО, 2002. С. 171175.
18. Guro E. Selected Writings from the Archives. Ed. A. Ljunggren & N. Gourianova. Stockholm, 1995.
О творчестве Е. Гуро:
1. Башмакова Н. Тишина и молчание: Елена Гуро в финском пейзаже // Studia Russica Tartuensia. IV. «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тарту, 1995.
2. Биневич Е. Елена Гуро и ее "Бедный рыцарь"/ Гуро Е. Жил на свете рыцарь бедный. СПб., 1999.
3. Бобринская Е. Натурфилософские мотивы в творчестве Е. Гуро / Е. Бобринская. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М. 2003.
4. Бобринская Е. Слово и изображение у Е. Гуро и А. Крученых. / Поэзия и живопись. Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева. Сост. и общая ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. М., 2000
5. Бобринская Е. Слово и изображение в творчестве Е. Гуро и А. Крученых / Е. Бобринская. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М. 2003.
6. Гурьянова Н. Бедный рыцарь и поэтика алхимии: феномен "творчества духа" в произведениях Е. Гуро. // Studia Slavica Finlandensia. 1999. Т. 16, ½. Школа органического искусства в русском модернизме. Helsinki, 1999
7. Гурьянова Н. От импрессионизма к абстракции: живопись и графика Е. Гуро // Искусство. 1992. № 1.
8. Иньшакова Е. Ю. До конца я тоже избегаю быть женщиной... Неизвестные материалы о творчестве Елены Гуро. // Амазонки «Авангарда». М., «Наука», 2001.
9. Минц З. Г. Футуризм и «неоромантизм» (к проблеме генезиса и структуры «Истории бедного рыцаря» Е. Гуро) // Уч. записки Тартуского гос. ун-та. Труды по рус. и славянск. филологии. Литературоведение. Вып. 822. 1988.
10. Топоров В. Миф о воплощении юноши-сына, его смерти и воскресении в творчестве Елены Гуро / Серебряный век в Росси. М., 1993.
11. Усенко Л. В. Импрессионизм в русской прозе начала ХХ века. Ростов-на-Дону, 1988.
12. Харджиев Н. И. Маяковский и Елена Гуро / Харджиев Н. И. Статьи об авангарде. В 2-х томах. Т. 2. М., 1997.
13. Чуковский К. Образцы футурлитературы / Собр. соч. в 6 тт., т. 6. М., 1969. С. 240259.
14. Шершеневич В. Поэтессы // Современная женщина. 1914. № 4. С. 7475.
15. Юнггрен Анна. «Песни города» Е. Гуро: варианты текста и проблемы жанра. / Поэзия и живопись. М., 2000
16. Banjanin M. The Prose and Poetry of Elena Guro // Russian literature Triquarterly. No. 9, 1974.